«Веселая артикуляционная гимнастика дома»

Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны? А начинать развитие артикуляционных умений необходимо с бытовых навыков гигиены и приёма пищи, используя непроизвольные движения языка, челюсти и губ в виде игр. Приведём примеры некоторых игр.

Чупа – чупс как тренажер

Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

  • Упражнения “Часики”, “Качели”, “Колесо” — берем конфетку и начинаем водить влево — вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком.
  • Упражнение “Чашечка” — кладем конфетку на язык и удерживаем ее
  • Массаж языка — водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
  • Удерживать леденец губами, сжимая их

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
  • дуем в трубочку на ватку
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки

Соломка и съедобные палочки

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
  • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
  • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
  • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
  • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
  • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

Печенье и сухарики

  • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
  • покусать печенье/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
  • положить крошку на кончик языка и сдуть
  • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
  • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
  • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

Еще несколько упражнений для сладкоежек

  • Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  • Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и ребенок должен поднять язык вверх и отлепить их.
  • Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  • Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  • В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  • Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.